Картина Вакх. Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-1610)

Посмотрим внимательно, что нарисовано на этой картине Караваджо. По венку из виноградных листьев и гроздей на голове этого юноши, коронованного виноградной лозой, сразу можно узнать в нем Вакха, бога виноградарства и виноделия. Караваджо писал «портрет» этого языческого бога с натурщика (ок. 1589).

Бросается в глаза эротический смысл картины — полуобнаженный торс, яркий румяней, припухшие веки, капризное выражение лица полны чувственности, а соблазнительно предлагаемый зрителю бокал вина — нечто большее, чем просто приглашение выпить. Стиль изображения, основанный на резких контрастах глубокой тени и почти сияющего света, выдает в Караваджо мастера натюрморта. Бокал и графин выписаны очень натуралистично, а перезрелые, побитые фрукты напоминают о быстротечности жизни и наводят на мысль, что и это чувственное тело вскоре поблекнет и увянет.

ВАКХ в картине Микеланджело Меризи де Караваджо

Картина Вакх. Микеланджело Меризи де Караваджо

Сын Юпитера и Семелы, бог вина, покровитель музыки и поэзии. Годы детства с воспитателем Силеном были безоблачны, они проводили время в компании нимф, сатиров, пастухов и виноделов. Его часто сопровождала свита «безумных женщин» — менад, или вакханок, танцующих вокруг него в пьяном исступлении. Обычно Вакха изображали либо в окружении шумной свиты, либо в одиночку на колеснице, запряженной дикими животными, одетым в звериные шкуры. Иногда он представал в облике красивого юноши в венке из листьев и гроздьев винограда, с бокалом или тирсом (жезлом) в руках.

В молодости Вакх отправился к людям учить их искусству виноградарства, но закончилось это трагически: он влюбился в Эригону, дочь своего хозяина Икария, и обольстил ее. Однако насладиться своим счастьем ему не пришлось, поскольку Икарий был убит пьяными пастухами , а Эригона, узнав об этом, повесилась. Божественное происхождение Вакха всегда помогало ему в трудные моменты.

Однажды, будучи похищенным лидийскими пиратами, он оплел мачты и паруса корабля виноградной лозой и плющом. Затем, принимая облик различных диких зверей, вынудил матросов, обезумевших от страха, прыгнуть за борт и превратил их в дельфинов.

Древние римляне устраивали в честь Вакха вакханалии, послужившие в эпоху Возрождения сюжетом для многих произведений, в которых художники воссоздавали сиены неумеренных пирушек. Часто эти празднества сопровождались разнузданными оргиями, когда животное раздиралось и его мясо, что символизировало съедание самого бога Вакха, ели сырым. Так, на картине Франческо Цуккарелли Вакханалия (ок. 1740) на фоне идиллического пейзажа пляшут нимфы и сатиры, в то время как Силен склонился над могилой. Иногда Вакха писали в облике козла, которому поклонялись как богу плодородия. В этом он был подобен пану, Силену и сатирам.

 

~ К началу страницы ~

 
Поделиться сайтом с друзьями Рейтинг@Mail.ru